Принципиальные отличия в звучании наушников от акустических систем. - Статьи - Статьи - vst torrent
Главная » Статьи » Статьи

Принципиальные отличия в звучании наушников от акустических систем.

Прежде, чем звук от громкоговорителей естественным путем достигнет барабанных перепонок, его акустические параметры изменят «естественные препятствия» голова и ушные раковины слушателя. Кроме того, излучаемые громкоговорителями звуковые волны взаимодействуют друг с другом возникают перекрестные помехи и с отражениями в помещении. Результирующее звуковое поле является комплексом сдвинутых по фазе амплитуд, которые могут усиливать, уничтожать и/или задерживать специфические частоты. Эти изменения в целом производят то, что в психоакустике называется «связанная с головой функция преобразования» (Head Related Transform Function, HRTF). Для нашего мозга эта информация необходима, так как именно ориентирование в пространстве и оценка окружающего по критерию «свой чужой» является доминантой мозговой деятельности. По крайней мере, мы привыкли к такому алгоритму.

Поскольку конусы диффузоров и амбушюры в наушниках направляют звуковые волны каждого канала прямо на барабанные перепонки, HRTF-изменений не происходит. Испытывая недостаток в пространственных параметрах, мозг отображает звуковое поле на прямой линии между ушами. В стандартных наушниках невозможно определить, как изменения фазы и амплитуды в одном звуковом канале повлияют на другой при воспроизведении через громкоговорители. Следовательно, впечатления от прослушивания одной и той же записи через наушники и громкоговорители будут принципиально различны.

Еще один факт: чем большее расстояние проходит звуковая волна, тем беднее ее высокочастотная составляющая. Расстоянием от диффузоров наушников до барабанной перепонки можно пренебречь, поэтому звуковой материал в наушниках звучит ярче, чем, скажем, в звуковом поле мониторных громкоговорителей средней и дальней зоны, не говоря о концертной акустике.

Если сравнивать наушники и громкоговорители по уровню искажений и неравномерности АЧХ, очевидно, что низкие частоты громкоговорители воспроизводят лучше. Зато наушники дают меньший уровень искажений на больших уровнях громкости (среднестатистический для громкоговорителей 1% при среднем уровне громкости появляется в наушниках лишь на уровне болевого порога!).

Что касается АЧХ, то у наушников она обычно гораздо глаже. Опять же, то, что наши уши ощущают (а мозг интерпретирует), как «ровную» отдачу в слышимом диапазоне, фактически представляет собой множество пиков и спадов. Поэтому звучание наушников с идеально плоской частотной характеристикой вряд ли кому-то понравилось бы.

Безопасные уровни прослушивания.

Одно из достоинств наушников — возможность слушать музыкальный материал «в подробностях». Однако, даже при сопоставимых уровнях громкости, из-за близости динамиков к ушам риск повредить слух в наушниках существенно выше, чем при работе с громкоговорителями. Очевидно, что чем громче звучание, тем больше опасность для слуха. Кроме того, при равной с громкоговорителями эффективной громкости, наушники мощнее передают высокие частоты, которые более вероятно вызовут повреждение слуха. По свидетельству И.А. Алдошиной, петербургские клиники переполнены молодыми людьми, слух которых соответствует «пенсионерскому» результат посещения дискотек и многочасовых прослушиваний плееров. Вряд ли в других местах музыку слушают тише

Другое, не менее значимое явление при работе в наушниках, — возникновение «иммунитета» к высокому уровню громкости, притупление чувствительности. Уровень звукового давления не изменяется, а слушателю кажется, что громкость падает, и акустическая изоляция наушников еще больше увеличивает этот эффект. В такой ситуации трудно реально отличить 85 дБ от уже опасных 100 дБ.

В одном из номеров «Звукорежиссера» была затронута тема законодательного ограничения предельно допустимого времени работы звукорежиссера. За рубежом, в частности, в странах ЕС имеются очень строгие законы, ограничивающие уровень шума на производстве. Например, в Англии, чтобы их соблюсти, при уровне 85 дБ предприниматель должен предложить работникам глухие наушники для защиты слуха, а при 90 дБ или выше — обязательно выдать «беруши» и принять меры для понижения уровня окружающего шума.

Однако в отношении работы звукорежиссеров даже за рубежом все несколько неопределенно — статьи на эту тему в профессиональной прессе публикуются регулярно. Эксперты рекомендуют избегать усталости, отдыхать в тишине после длительной работы в наушниках и т.п. Студийным звукорежиссерам, предпочитающим, чтобы слышать детали, прослушивать запись на высокой громкости, советуют работать в закрытых наушниках. Этот вариант называют лучшим в смысле установки безопасных уровней громкости. Высказывается еще одна идея — применять лимитеры на каждом мониторном канале, к которому подключены наушники для музыкантов в студии, и даже в аппаратной. Вряд ли это возможно — какой звукорежиссер захочет слушать музыкальный материал с динамикой, неадекватной реальной записи? Все же требование обеспечить музыканту в студии возможность самостоятельно и, если нужно, быстро устанавливать подходящий уровень громкости, является, безусловно, обоснованным.

Заключение.

С одной стороны, из-за принципиальных различий в характеристиках звукового поля (АЧХ, перекрестных помех и пространственного расположения КИЗ’ов) миксы, сделанные в наушниках и громкоговорителях, звучат по-разному. Следует использовать оба типа контроля, причем предпочтение отдавать все-таки громкоговорителям.

С другой стороны, те, с кем звукорежиссеру приходится общаться по работе, например, вокалисты, предпочитают открытые наушники. Так они лучше слышат собственный голос при записи наложением, и могут не беспокоится о нарушении слуха. Те же, кому предлагают поработать с закрытыми наушниками, «усовершенствуют» их — снимают один наушник, чтобы лучше слышать себя и звуки вокруг. В этом случае звукорежиссеру не следует спорить чтобы избежать проникновения лишних звуков в микрофон, проще и конструктивнее просто заглушить этот канал.

Можно также отметить, что для записи и для сведения могут понадобиться разные виды наушников. Отстраивать детали микса, например, уровень реверберации в каналах, удобнее в закрытых наушниках, а составить общее впечатление о записанном материале — в открытых. В свою очередь, концертные звукорежиссеры вообще редко используют наушники открытого типа из-за недостаточной акустической изоляции и явного ослабления низких частот.



Источник: http://vstx.ru/post/76/
Категория: Статьи | Добавил: guitaristishe (27.05.2015)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar